Невнимательность, синдром дефицита внимания (сдвг): причины, симптомы, лечение. Рассеянность. Причины и как избавиться от рассеянности

- «черта великих», но так говорят люди, не желающие избавляться от своих недостатков, причем не настолько безобидных, как может показаться.

Что же такое рассеянность?

Специалисты определяют рассеянность , как состояние внимания, выражающееся в неспособности человека сосредоточиться на событиях и действиях. Еще рассеянность называют несобранностью, невнимательностью и забывчивостью; иногда подчеркивается, что это не порок, а всего лишь свойство натуры, или характера.


Однако ни один человек не рождается рассеянным – конечно, речь не идет о врожденных психических отклонениях. Некоторые люди, желая утешить своих невнимательных знакомых, называют рассеянность «милым недостатком», но есть немало случаев, когда этот недостаток становился причиной настоящих трагедий: например, оборачивался нарушением техники безопасности на производстве или дорожной аварией. Разумеется, не все рассеянные люди представляют угрозу безопасности общества, но проблем они создают достаточно: на работе они неэффективны, а в семье не могут построить отношения, создавая бытовые «катаклизмы» и забывая о насущных нуждах близких – все списывается на рассеянность и слабую память.

Рассеянность не имеет отношения к нарушениям памяти – это нарушение внимания, причем черта эта в подавляющем большинстве случаев не врожденная – она приобретается в процессе жизни. Следовательно, от рассеянности можно и нужно избавляться, если вам хочется наладить свою жизнь, и перестать доставлять себе и окружающим мелкие, а возможно и крупные неприятности.

Причины рассеянности

Специалисты выделяют два основных вида рассеянности : подлинную и мнимую.

В первом случае рассеянность действительно может быть обусловлена проблемами со здоровьем : это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко – чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.


Мнимая же рассеянность , как это ни парадоксально звучит, часто возникает именно по причине сосредоточенности, но чрезмерной, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. К этому виду и относят «рассеянность великих»: ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, и даже бизнесмены и политики – рассеянность последних обходится другим людям довольно дорого.

В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера.

Так что рассеянность – не фатальное свойство , и ее причины вполне можно устранять своими силами.

Как избавиться от рассеянности

В нашей власти наладить свой режим сна и отдыха, научиться избегать стрессовых ситуаций, устроить для себя сбалансированное питание и отказаться от вредных привычек. Уже того, что здесь перечислено, нередко бывает достаточно, чтобы рассеянность отступила; если же справиться с ней до конца не получается, возможно, дело в нехватке определенных веществ – например, витаминов группы В , и особенно фолиевой кислоты и В12.

Фолиевой кислотой, необходимой мозгу для нормальной работы, богаты арахис, печень домашнего скота и птицы, фасоль, зеленый салат и шпинат, орехи и семечки, брокколи и черемша, ячневая крупа и хрен, грибы и лук-порей, цитрусовые и цельные злаки, томаты и яйца. В некоторых из перечисленных продуктов немало и витамина В12, а еще он есть в морепродуктах и морской рыбе, мясе кролика, сыре и сметане . Если следить, чтобы эти продукты всегда были в рационе – их можно чередовать и сочетать, - проявления рассеянности существенно уменьшатся или вообще исчезнут.


Правда, к этому стоит добавить и некоторые способы тренировки памяти, и медитацию, а еще - начать учиться жить и действовать так, чтобы для рассеянности не оставалось места.

Женщин это касается особенно: не потому, что они забывчивее или невнимательнее мужчин – просто им нередко приходится заниматься несколькими делами одновременно. Психологи рекомендуют приучить себя неукоснительно выполнять некоторые правила.


Для начала, как это ни грустно, придется отказаться от привычки выполнять сразу несколько дел: занимайтесь чем-то одним в определенный момент времени. Когда внимание восстановится, можно будет все вернуть «на место», но без фанатизма.

Начинайте любое дело после того, как четко продумали последовательность действий. В целом, предлагается все действия проделать мысленно – на это уйдет некоторое время, но вы уже вряд ли забудете, куда хотели направиться, что хотели сказать, взять, принести, сделать и т.д.

Другие советы: ассоциировать свои мысли с определенными образами, подбирать визуальные подсказки – это можно делать, но есть и такой выход – не откладывать мелкие дела «на потом». Если же для выполнения задачи требуются подготовка и время, немедленно составляйте для себя письменную подсказку-напоминалку (а лучше несколько, на ярких липких листочках), и оставляйте ее в том месте, где бываете чаще всего: на кухне, в ванной или на зеркале в прихожей. Прием с зеркалом помогает многим женщинам – ведь мы смотримся в него не один раз за день.

Еще один, довольно неожиданный совет – записывать в специальный блокнот все, что связано с вашей рассеянностью . Например, вы забыли сделать что-то важное, и на этой почве возникли проблемы, или даже неприятности – запишите это, и делайте так каждый день: через несколько недель вы заметите, что случаев рассеянности становится меньше.


Перестаньте жить «на автомате», и начните осознавать себя в каждый момент времени – будьте «здесь и сейчас». Начать можно с самого простого: выполняя действия, проговаривайте вслух, что именно вы делаете. Буквально вот так: «я закрываю дверцу машины», «я выключаю электроплиту», «я принимаю лекарство» - постепенно вы научитесь отслеживать свои действия в любых ситуациях, и «оторванность от мира» исчезнет. Автоматизм нередко является следствием переутомления: мозг нуждается в отдыхе, и ему все равно, что с вами случится, если вы забудете о каком-то деле, важном для вас – он просто отключит внимание, и вы начнете действовать неосознанно и машинально. Пересмотрите свои дела и обязанности: возможно, какие-то из них можно доверить другим, а от каких-то вообще отказаться, и прекрасно без них обойтись, пока ваша рассеянность не привела к какой-нибудь жизненной катастрофе.

Если избавиться от рассеянности самостоятельно не удается, придется идти к специалисту: возможно, это скрытая депрессия или другое заболевание ЦНС – тогда потребуется специальная терапия, в том числе и лекарственная.

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются , обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не , а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Психологи выделяют три типа невнимательности

1. «Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после , во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

2. «Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» - ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

3. Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

  • на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
  • при переутомлении , головной боли, усталости и т. п.;
  • во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;
  • при попытке делать несколько дел одновременно . О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
  • при органических поражениях головного мозга ;
  • при некоторых психических заболеваниях ( , тревожных расстройствах).

Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.

Как просто избавиться от рассеянности

Рассеянность – не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы , рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками . Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы , чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

  • Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины.
  • Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды.
  • Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии.
  • Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления.
  • Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

  • скука;
  • невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме;
  • расслабленность и бессилие;
  • незаинтересованность;
  • безразличие;
  • не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

  1. Внешние факторы — болезнь или переутомление.
  2. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

  • Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы.
  • Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло.
  • Останавливайте суетливость в голове.
  • Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом.
  • Одновременно нужно заниматься только одним делом.
  • Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир.
  • Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент.
  • В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Вода

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

Рыба

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Не явились на назначенную встречу, стали упускать важные моменты в работе, не можете сфокусировать внимание на проблеме? Пытаетесь воспроизвести ситуацию, представить человека или объект, но вам не удается сформировать отчетливую картинку? По всей видимости, и вас настигла рассеянность. На фоне чего возникает рассеянность, забывчивость и невнимательность, попробуем разобраться в этой статье.

Нарушение концентрации внимания, а там и общая забывчивость, возникает вследствие некоторых заболеваний, настигает и людей пожилого возраста, от невнимательности страдают беременные женщины. Причина тут кроется в физиологических изменениях, которые настигают организм. Но мы рассмотрим именно психологические причины невнимательности, с которыми можно и нужно бороться.

Если вы регулярно забываете дома телефон, ключи от квартиры, смотрите в ежедневник, но не вспоминаете через минуту, что там прочли, задумайтесь, с чем это может быть связано.

Причины невнимательности. Начинаем разбираться

1. Техногенная перегрузка.

Эра новых технологий, переизбыток информации, постоянный стресс. Ускоренный темп жизни настигает каждого из нас. Это те условия, в которых живет большинство городских жителей. Способность нашего мозга к концентрации, структуризации и запоминанию ухудшается в таких условиях. Постоянные нагрузки и повышенная интенсивность жизни приводит к умственному и физическому, а также к понижению концентрации внимания.

Воспроизведите один из своих рабочих дней, когда вы вынуждены фокусировать внимание одновременно на нескольких задачах. Вы отвечаете клиенту по телефону, одновременно делаете пометки в своем ежедневнике, при этом пытаетесь пустить на печать документы. А в мыслях вы уже планируете маршрут грядущей поездки и поход за ребенком в детсад. В таких условиях, наряду со снижением внимания, не заставит себя ждать банальное переутомление и истощение.

2. Недостаток сна.

7-9 часов здорового сна нужно человеку для поддержки нормальной жизнедеятельности. Важно также засыпать в промежутке с 22-23 часов, именно в этот период организм лучше восстанавливается и пополняет запасы энергии. Хроническое недосыпание приводит к повышению раздражительности и возбудимости, провоцирует забывчивость. Физическая усталость гарантированно приведет к нарушению концентрации внимания.

3. Напряженная работа.

Вы регулярно испытываете раздражение при мысли о работе? Вы или условиями труда? Может, вас раздражает род деятельности или собственная неуспеваемость? Тогда работа, а точнее ее психологические последствия, и есть причина вашей забывчивости.

4. Стресс.

Рассеянность человека на фоне депрессии и стресса – одна из наиболее частых и распространенных причин забывчивости. В этой ситуации теряется способность к ясному мышлению, нарушается концентрация внимания. Направляя мысли в негативное русло, как это часто бывает при стрессе, вы провоцируете невнимательность уже тем, что не даете себе возможность видеть другие стороны ситуации.

5. Малоподвижный образ жизни и неправильный рацион питания.

Это факторы, на фоне которых развивается нарушение концентрации внимания. Конечно, просидев целый день дома с тремя пиццами наедине, вы вряд ли моментально почувствуете, как становитесь невнимательным. Но когда это становится нормой, организм не получает физической «встряски», сосредотачиваясь на работе и проблемах, у вас не остается ресурсов для других сфер жизни.

6. Хаос.

Отсутствие порядка в личной жизни, трудовой деятельности, эмоциональном состоянии — распространенные причины забывчивости. Связано это с тем, что, распыляясь на множество задач, вы физически не сможете охватить все. Структурируя свою жизнь, вы сможете проще управлять вниманием и концентрироваться на важных вещах.

Рассеянность человека может настигнуть в любом возрасте. В условиях современного ритма жизни нас настигает переутомление, умственное истощение, недосыпание, стрессовые ситуации. Эти факторы и провоцируют рассеянность, забывчивость и невнимательность.

Но понимая причины невнимательности, вы сможете ей противостоять. Избавьтесь от корня проблемы, и сможете предотвратить наступление негативных последствий. Если вовремя обратить внимание на внезапно возникшую невнимательность и неумение сосредотачиваться, велик шанс предотвратить более серьезные эмоциональные и психологические проблемы, возникающие на фоне перечисленных в статье факторов.