Синдром чужой руки: причины, симптомы, лечение. Страшные истории Сухая рука болезнь

В медицине есть место не только для научных фактов, но и для удивительных, местами мистических явлений. К числу последних можно отнести болезнь «синдром чужой руки». Это очень редкая патология, с которой вряд ли приходится сталкиваться среднестатистическому человеку в повседневной жизни.

Общая информация

Под этим заболеванием понимается редкое расстройство психоневрологической природы, при котором конечности совершают не контролируемые сознанием человека движения. Только представьте: вне зависимости от ваших намерений рука начинает выполнять различные действия: касаться предметов, здороваться, бить по лицу.

Несмотря на всю необычность, данная патология вполне реальная. Она представляет собой разновидности так называемой идиокинетической апраксии. Синдром чужой руки часто сопровождается приступами эпилепсии.

Данная патология в медицинской практике известна также как «болезнь доктора Стрейнджлава». В кинокартине Стенли Кубрика у главного героя, по имени которого назван недуг, рука могла сама по себе вскинуться в нацистском приветствии или начать неожиданно душить.

Несмотря на официальное признание этого заболевания в медицинских кругах, им по-прежнему активно интересуются приверженцы мистических историй. До сих пор многие полагают, что такое явление связано со сверхъестественными способностями человека.

Синдром чужой руки: миф или реальность?

Впервые данное расстройство обнаружили в 1909 году. С того момента было зарегистрировано всего 50 подобных случаев.

К одному немецкому неврологу Гольдштейну однажды обратилась дама, которую во время отдыха постоянно душила собственная рука. Врачу не удалось обнаружить каких-либо серьезных психических отклонений у пациентки, чтобы объяснить с медицинской точки зрения такие приступы. После смерти женщины Гольдштейн провел вскрытие и исследовал ее головной мозг. Врач обнаружил повреждения, которые разрушили связь между двумя полушариями.

Сегодня синдром чужой руки является причиной многочисленных споров среди ученых со всего мира. Универсального способа его лечения не существует. Для уменьшения симптоматики медики рекомендуют психотропные средства.

Относительно недавно нейрохирурги обсуждали последствия проведенной на головном мозге операции, в результате которой у пациентки появилось это расстройство. Данный факт является подтверждением того, что недуг развивается на фоне травм и механических повреждений мозга. Медики изучили последствия хирургического вмешательства и пришли к выводу, что эта редкая болезнь действительно возникла после проведенной операции. Женщине теперь приходится вести ежедневную борьбу с собственной конечностью, которая однажды ее чуть не задушила. Пациентке было выписано успокоительное, благодаря чему отклонение удалось на некоторое время обуздать. Однако сейчас невозможно предсказать, как рука будет вести себя в дальнейшем.

Основные причины патологии

Почему возникает синдром чужой руки? Причины развития этого расстройства до сих пор остаются неизученными.

Неврологи полагаются на теорию, согласно которой человеческий мозг не может определять разницу между запланированными ранее действиями и механическими функциями. Считается, что возникающее у человека желание проникает в ту часть мозга, которая является подсознательной, а затем оно становится механической функцией. В результате появляются «насильственные» движения конечностей.

Подобные действия расцениваются как тревожные, а временами и мистические. Сегодня данная теория имеет стадию предположения. Ученые все еще не могут объяснить, почему синдром чужой руки влияет только на определенную

Какие заболевания сопровождает данное расстройство?

  1. Инсульт.
  2. Образования злокачественной природы.
  3. Травмы и механические повреждения.
  4. Кортико-базальная дегенерация.
  5. Сосудистые инфаркты.
  6. Патологии, приводящие к повреждению (агенезия, рассеянный склероз).

Клиническая картина

Патология начинает свое развитие с того, что у пациента возникают ощущения чужеродности собственной конечности. По мере прогрессирования недуга человек не может полноценно контролировать движения руки, она буквально его не слушается. Конечности внезапно начинают жить собственной жизнью, пытаясь иногда атаковать своего хозяина. Они перестают выполнять команды, подаваемые головным мозгом. Иногда человек вынужден привязывать конечность, чтобы не стать ее случайной жертвой и обуздать таким образом синдром чужой руки. Симптомы данной патологии развиваются очень стремительно, что заставляет человека обратиться за помощью в медицинское учреждение.

Пути развития патологического процесса

Медики выделяют три варианта развития этого заболевания:

  • Каллозальный. В этом случае происходит нарушение непосредственной связи между правым и левым полушарием мозга.
  • Лобный. В результате поражения передней поясной извилины и моторной коры заболевание постепенно распространяется на доминантную конечность. Исследовательские механизмы растормаживаются, поэтому наиболее выраженным оказывается
  • Таламический. На фоне поражения таламической системы происходит нарушение контроля за движениями конечности, схема тела искажается. У человека пропадает способность положить предметы на стол или коснуться собственного носа.

Описанные пути развития патологического процесса иногда встречаются в смешанной форме. Для определения конкретного варианта недуга необходимо обратиться за помощью к врачу. Только квалифицированный специалист после полного обследования может подтвердить диагноз «синдром чужой руки».

Лечение и прогноз

В настоящее время врачи не могут предложить результативной терапии по борьбе с этим заболеванием. Лечение и прогноз определяются вызвавшим его недугом. В первую очередь ликвидируют причины патологии. При наличии явных нервно-психологических расстройств назначают лекарственные препараты для их устранения. Чтобы снять двигательное возбуждение, используют психотропные медикаменты.

Кортико-базальная дегенерация, которая обычно сопровождает синдром, неминуемо прогрессирует. Главное заболевание постепенно становится менее выраженным на фоне нарастающей слабости в мышечных тканях. По статистике, летальный исход наступает в течение первых 10 лет после появления симптомов, характеризующих синдром чужой руки. Фото пациентов с таким диагнозом можно изучить в специализированных медицинских справочниках.

При отсутствии серьезных повреждений в головном мозге прогноз благоприятный. В результате медикаментозного лечения пациенты с этим синдромом выздоравливают или продолжают жить, постепенно приспосабливаясь ко всем изменениям в организме.

Болезни и старость не делают исключения ни для кого, сколь бы высокий пост ни занимал человек, - говорит историк Рой Медведев. - Некоторое время назад стало известно об отставке министра-наставника Сингапура Ли Куан Ю, одного из самых ярких реформаторов ХХ в., который превратил Сингапур в процветающее государ-ство за 50 лет. Он был у власти все эти годы. Но старость взяла верх... Дэн Сяопин был руководителем в Китае до самой смерти, потому что пользовался безмерным авторитетом. Когда он уже физически не мог выступать на съезде партии, его просили прийти хотя бы на несколько минут, чтобы «освятить» своим присутствием это меро-приятие. Франклин Рузвельт целых 4 срока пробыл на посту руководителя США и умер от кровоизлияния в мозг, будучи президентом. При этом он был инвалидом, страдал параличом ног из-за перенесённого полиомиелита. Рузвельт всюду ездил в инвалидной коляске. Во время зарубежных визитов специальные служащие спускали его с самолёта. Телевидения тогда не было, а потому многие американцы даже не знали, насколько их президент ограничен в своих возможностях.

Хрущёв - здоровяк

В России вожди богатырским здоровьем отличались не всегда. Известно, что у Петра I было немало недугов, начиная от мочекаменной болезни и заканчивая нервным тиком, а Екатерина II мучилась из-за больных суставов. С приходом к власти коммунистов букеты болячек вождей с каждым новым генсеком расцветали всё пышнее.

«По сравнению с последующими генсеками Иосифа Сталина можно считать довольно здоровым человеком, - рассказывает Р. Медведев. - У него c молодости была «сухая» левая рука - как-то он попал под дилижанс и повредил нерв. Сталин пытался скрыть неподвижность руки. Держал её согнутой, клал в неё трубку или блокнот, чтобы никто не заподозрил, что у него увечье. Но врачи в Кремлёвской больнице, конечно, знали об этом «недостатке». Также в молодости у Иосифа Виссарионовича начинался туберкулёз, но во время пребывания на каторге в Сибири прошёл. У него были нарушения кровяного давления, раньше это не диагностировали как тяжёлое заболевание. Но в итоге именно оно привело к инсульту.

Хрущёв даже на пенсии оставался здоровым человеком. Однажды у него случилось воспаление лёгких, но в больницах он не лежал. Работал много физически, содержал огромный огород, выращивал овощи. А вот случай Брежнева, конечно, особенный. Когда он пришёл к власти, выглядел молодым, здоровым и красивым. Одевался в лучшие костюмы, пользовался успехом у женщин. После самовластного, вздорного, авантюрного Хрущёва Брежнев символизировал собой стабильность. Он не пытался проводить крупных реформ, никого особо не увольнял. Такая тактика всех устраивала... Но спустя 10 лет его правления стало ясно, что Брежнев и в интеллектуальном отношении был человеком довольно ординарным, и физически не мог справляться с руководством страной. Решал все вопросы аппарат партии. Да, в последние годы Брежнев выглядел комично, но он этого уже не понимал. Например, хотел, чтобы каждый день его показывали по ТВ, и следил за временем. Была установка: транслировать его выступления ежедневно хотя бы по 3 минуты. Брежнев вечером садился и смотрел программу «Время», новости о себе. Себе он очень нравился, а публике уже опротивел...

Юрий Андропов из-за своего недуга - тяжёлой болезни почек - пробыл у руля всего около 15 месяцев. Хотя голова у него была светлая и он до самой смерти обладал острым умом и прекрасной памятью. Из больницы через записки руководил партией и страной. Он рассчитывал на 6 лет власти, но не получилось. Черненко как-то отравился рыбой - развилась токсикологическая инфекция, а затем сердечная и лёгочная недостаточность. Впоследствии он не мог даже ходить, в инвалидной коляске перемещался по коридорам Кремля. Его привозили на машине, в коляске завозили в кабинет, пересаживали в кресло, и так он вёл приём. А инвалидная коляска стояла сзади. Все понимали, что он лишь временная фигура - партия просто взяла паузу».

Тело вторично

В 1991 г. страна радикально обновилась, появился и новый тип руководителя. Борис Ельцин и на танк залезал, и в теннис играл, и сплясать мог на предвыборном митинге... Однако мало кто знал, чего это ему стоило. Во время выборов 1996 г. Ельцин перенёс шесть (!) сердечных приступов, а после вынужден был лечь на операционный стол.

«В 1991 г., когда Ельцин пришёл к власти, он выглядел здоровяком. В отличие от его лечащих врачей публика была не в курсе того, что Борис Николаевич на самом деле изрядно больной человек, - уверен Рой Медведев. - Он выходил в народ, когда был в хорошей форме, и смотрелся эдаким русским богатырём - высокий, крупный, сильный. Но ещё на первом сроке его сломили недуги - он перенёс несколько инфарктов, сложные заболевания в оболочке мозга, был повреждён позвоночник. Президент очень много времени проводил в больнице или дома, где одна из комнат была буквально нафарширована медицинским оборудованием. Так что ему оказывали помощь на дому, а пресс-секретарь говорил, что Борис Николаевич работает с документами и вообще «рукопожатие у него крепкое». Для элиты такое положение вещей было удобно, поэтому они поддерживали Ельцина у власти, пока была такая возможность.

В своё время Брежнев, сам будучи человеком нездоровым, ввёл практику двух отпусков в год. При Леониде Ильиче Политбюро не боялось болеть. А вот при Сталине болезнь считалась недостатком. Если человек часто болел, его отправляли в отставку. Поэтому обращаться к врачам люди не хотели. Похоже, эта традиция возвращается и сейчас. И Медведев, и Путин задают активный, спортивный стиль жизни. Это формирует образ энергичного руководителя, который должен быть не только способным, но и физически здоровым».

Обратите внимание на это выражение. Иисус "вошел в синагогу их. И вот , там был человек, имеющий сухую руку". Слово "вот" - это своего рода восклицание, и, используя его здесь, Матфей хочет подчеркнуть, что сейчас будет писать о необычном событии. Словом "вот" евангелист хочет привлечь к этой истории особое внимание. "И вот, там был человек, имеющий сухую руку". Во многих церковных собраниях, если приезжает какой-нибудь большой сановник, говорят: "Вот, приехал князь, герцог или епископ". Но хотя в том собрании, где находился Иисус, и были великие люди, евангелист не привлекает к ним внимание, он не говорит: "И вот, они там были". Без сомнения, если бы в то собрание пришел ученый муж, имеющий почетную ученую степень, нашлись бы люди, которые сказали: "А ты знаешь, что сегодня на служении присутствует доктор наук, профессор?" При этом они бы обязательно употребили слово "вот". Конечно же, тогда были люди, которые выделялись своей ученостью, они приходили послушать Христа, однако никто не говорил: "И вот , они присутствовали". Но в тот день в синагоге оказался нищий с иссохшей рукой, и именно на его персону евангелист призывает нас обратить внимание.

У этого человека сухой была правая рука, и это тем более омрачало его существование, так как он практически не мог заниматься ремеслом и зарабатывать себе на хлеб. Его лучшая рука, его кормилица, была недееспособна. Я уверен в том, что этот человек был простым, никому не известным евреем. Скорее всего, он был очень плохо одет и был нищим, потому что не мог работать, как то делали другие. Вряд ли он мог похвастаться высоким положением и большой ученостью. Не было ничего удивительного в том, что он оказался в тот день в синагоге. Мне кажется, он часто ходил туда, как, впрочем, и все жители того городка. Но все же Святой Дух позаботился о том, чтобы его заметили, чтобы слово "вот" прозвучало как сигнал к тому, что нам нужно обратить особое внимание на этого калеку.

Друзья, для проповедника и для всей церкви не имеет никакого значения, что сегодня здесь присутствуют важные сановники и вельможи, потому что для нас не важны регалии: в церкви бедные и богатые встречаются вместе. Но если здесь присутствует тот, кто ощущает нужду в Спасителе, у кого есть духовная сухая рука, кто не может делать то, что должен, кто хочет, чтобы его недуг прошел, мы обязательно скажем: "И вот, среди нас этот человек". Мы тем более обратим внимание на его присутствие, если Господь скажет ему этим вечером: "Протяни свою иссохшую руку" и божественная сила оживит эту руку, и свершится чудо благодати. В то субботнее утро нашему Господу нужен был человек, благодаря которому Он смог бы сотворить какое-нибудь чудо, человек, которого Он мог бы исцелить и тем самым разрушить законническую традицию, созданную фарисеями, запрещавшими исцелять по субботам. В то утро Христу не нужны были здоровые люди, Ему нужен был тот, на ком Он мог проявить Свою исцеляющую силу. Ему не нужны были важные люди, Он хотел увидеть нищего, которому Он смог бы помочь. Сегодня вечером ситуация повторяется. Если вы богаты, у вас есть все и вы ни в чем не нуждаетесь, то мой Господь не проявит к вам интереса. Ведь Он - Врач, и, как любой целитель, Он направляет Свое внимание на больных. Если бы мы рассказали какому-нибудь доктору о городе, в котором нет больных, а все абсолютно здоровы, то он ни за что бы не поселился там, если, конечно, он не захотел бы уйти на пенсию. Мой Господь не посещает собрания, в которых люди вполне довольны собой, в которых нет слепых и глухих, людей с разбитым сердцем и сухой рукой, потому что какую нужду эти люди имеют в Спасителе? Он смотрит на окружающих и останавливает Свой взгляд на тех, кто испытывает боль, находится в нужде, обессилел в борьбе с грехом, на тех, кому Он может принести добро. Ибо от нас, смертных людей, Ему нужна только возможность сделать для нас что-нибудь доброе, Он не нуждается в наших притворных заверениях в том, что мы можем что-то сделать для Него.

Я говорю об этом, потому что сегодня наша беседа будет обращена только к тем, кто желает обрести моего Господа. Те, кто не нуждается в Нем, могут оставить нас, но те, кому Он нужен, смогут обрести Его сегодня вечером. И на небесах будет написано не о тех, кто, хотя и был сегодня здесь, но говорил: "Я вижу. Моя рука сильна и готова к труду", а о тех слепых, которые скажут: "Сын Давидов! Открой мои глаза", и о тех, кто сегодня вечером протянет свои иссохшие руки, повинуясь божественному повелению. Я не думаю, что человек из евангельской истории, придя утром в синагогу, ожидал, что его иссохшая рука исцелится. Будучи, вероятно, набожным человеком, он пришел поклониться Богу, а получил больше, чем ожидал. Возможно, некоторые из вас, которых Бог намерен благословить сегодня, не знают, для чего они пришли. Вы пришли, потому что любите то, что происходит в доме Божьем, и с радостью слушаете Евангелие. Для вас самих Евангелие еще не открылось, вы еще не обладаете благословениями, которые оно дает, но все же у вас есть стремление к лучшему. Ну что же, быть может, этим вечером наступит час, который божественная благодать отметит красным цветом в календаре любви, час, в который ваша иссохшая рука окрепнет и ваши грехи будут прощены! Какое блаженство, если вы сможете уйти отсюда, прославляя Его за удивительное чудо благодати, совершенное в вас силой Святого Духа! Я прошу тех из вас, кто любит Господа, молиться о том, чтобы Он сотворил чудо в жизни многих людей, прославившись в них!

I. Сначала мы скажем несколько слов о человеке, к которому было обращено повеление протянуть руку. "Тогда говорит человеку тому: протяни кисть твою".

Это повеление было обращено к тому, кто никак не мог его выполнить . "Протяни руку твою". Я не знаю, была ли парализована вся рука или только кисть. Как правило, в случае полного паралича обездвижена вся конечность: от кисти до плеча. Мы привыкли думать, что рука этого человека была парализована полностью, однако ни у Матфея, ни у Марка, ни у Луки я не нахожу прямого подтверждения этому. Мне кажется, в данном случае больна была только кисть. Я помню, как недалеко отсюда, возле Кенсингтонских ворот, на подножку омнибуса запрыгивал молодой человек, показывая при этом свисавшие кисти своих рук, которые были, видимо, сломаны в запястьях, и кричал: "Бедный мальчик! Бедный мальчик!", пытаясь вызвать у всех нас жалость. Полагаю, что похожая проблема была у человека в синагоге: у него была иссушена не вся рука, а только кисть. Мы не можем быть полностью уверены в том, что не была парализована вся рука, но наш Господь, говоря: "Протяни кисть", как бы говорит, что только кисть была больна. Если бы Иисус сказал: "Протяни руку", в то время как рука не была больна, калека мог бы это сделать сам, без всякого чудодейственного вмешательства Христа. Но поскольку Господь повелевает протянуть кисть, становится очевидным, что парализована была именно она, а не вся рука. Христос повелел сделать этому человеку то, что тот не мог сделать. У нищего была такая болезнь, которую невозможно было симулировать. Он не притворялся, что был парализован, - он на самом деле был болен. Кисть потеряла влагу жизни, она не могла двигаться и превратилась в совершенно бесполезную вещь. Именно человеку с такой рукой Иисус повелел: "Протяни кисть твою".

На этот момент очень важно обратить внимание, поскольку многие из вас, находящиеся под бременем греха, не верят, что Христос спасает настоящих грешников. Может, вы думаете, что те, которых Он спасает, не такие уж и грешники по сравнению с вами, что они грешили намного меньше вас, что их ситуация не так безнадежна, как ваша. Вы ощущаете свою "иссушенность" и бессилие. Дорогой слушатель, именно к таким людям, как вы, наш Господь Иисус Христос обращает повеления Своего Евангелия. И мы призваны проповедовать их вам и призывать уверовать или покаяться и креститься для прощения грехов. "Если будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, то спасешься", - это повеление обращено не к пробудившимся грешникам, а к грешникам, которые не осознают себя грешниками, к упрямым грешникам, к грешникам, которые вообще не могут исполнить ни одной нравственной заповеди. Так повелевает сделать Тот, кто повелевал человеку с парализованной кистью поднять кисть. Если бы тот больной не был больным и сам смог протянуть руку, в этом не было бы чуда. Но очевидно, что он не мог этого сделать, и все же Спаситель повелел ему выполнить это действие. Эта ситуация - символ того, как Евангелие обращается к грешнику. Оно кричит ему, немощному: "К тебе, ты слышишь, даже к тебе, послано слово спасения!" Именно в твоей неспособности, в твоей немощи, грешник, может проявиться божественная сила, именно потому, что ты ни на что не способен, к тебе приходит Евангелие, чтобы стало ясно, что совершенство божественной силы находится в Евангелии, в самом Спасителе, а не в тебе, спасаемом грешнике. Таким образом, повеление, приведшее к исцелению, было дано человеку, который самостоятельно его выполнить не мог.

Но посмотрите, это повеление прозвучало для того, кто очень хотел его исполнить: этот человек был полностью готов сделать то, что приказывал ему Иисус. Если бы вы спросили его, он наверняка сказал бы вам, что у него нет ни малейшего желания жить и дальше с иссохшей рукой, что он не хочет, чтобы его пальцы так и продолжали безжизненно висеть. Если бы вы спросили его: "Бедный человек! Хочешь ли ты, чтобы твоя рука исцелилась?", на его глазах появились бы слезы, и он непременно ответил бы: "Хотел бы добывать хлеб для своих детей, не просить подаяния, не зависеть от милости других, не получать гроши за работу левой рукой? Конечно же, этого я хочу больше всего на свете!" Но страшно, что многие необращенные люди не хотят исцеляться, не хотят возвращаться к здоровой жизни. Если человек по-настоящему возжелает спасения, значит, он уже спасен, но большинство из вас не хочет получить спасение. "Нет, - говорите вы, - мы хотим спастись". Но я вам не верю, потому что что вы имеете в виду под спасением? Вы имеете в виду, что хотите спастись от ада? Конечно, каждый хочет спастись от ада. Разве вы когда-нибудь встречали преступника, который хочет, чтобы его арестовали и посадили в тюрьму? Когда мы говорим о спасении, то имеем в виду спасение от плохих поступков, спасение от власти зла, от любви ко греху, от безрассудства, от наслаждения преступлениями. Вы хотите спастись от приятных и прибыльных грехов? Покажите мне пьяницу, который искренно молится, чтобы Бог его избавил от пьянства. Приведите ко мне развратника, который жаждет быть чистым. Отыщите мне человека, любящего врать, который хотел бы говорить только правду. Найдите мне эгоиста, который ненавидит себя за этот эгоизм, который желает исполниться любви к другим и быть похожим на Христа. Итак, в подобных случаях битва уже наполовину выиграна. Первый шаг сделан. Иногда полезно проводить параллели между материальным и духовным миром. Я сейчас представляю себе человека, который желает быть тем, кем он не может быть, желает делать то, что не может делать, но все равно желает, человека, который кричит со страданием в голосе: "Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Я хочу, но не могу покаяться. Мое сердце окаменело. Я хочу любить Христа, но, увы, я привязан к миру. Я хочу быть святым, но грех неистово тянет меня к себе". Именно к таким людям обращено повеление Евангелия Христа. Хочешь ли ты, мой друг, стать святым? Если да, ты можешь. Хочешь ли ты спастись от греха? Ты можешь. Хочешь ли избавиться от бремени испорченности? Ты можешь. Как ты можешь спастись? "Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься". Его зовут Иисус, потому что Он спасает людей от грехов. Он пришел для того, чтобы спасти настоящих грешников, а не притворщиков, ибо как можно спасти людей от греха, если у них его нет? Он не может исцелить сухую руку, если нет сухой руки. Он приходит к вам, если вы нуждаетесь в Нем, к вам, виновным, к вам, у которых рука парализована. К вам обращено слово доброй вести: по благодати Божьей вы слушаете его с верой и ощущаете его силу!

II. Сейчас я хотел бы немного поговорить о Том, кто дал это повеление. Его дал Иисус . Он сказал: "Протяни руку твою".

Может, наш Господь не знал, что говорит, может, Он думал, что этот человек может выполнить Его повеление сам? Ни в коем случае: Он обладает совершенным знанием. Он знал, о чем думают фарисеи, и вы можете быть уверены, что Тот, кто мог читать в сердцах упрямцев, непременно видел, в каком состоянии находится Его пациент. Он знал, что рука этого человека иссохлась, и все же сказал: "Протяни руку свою". Я уверен, что когда Иисус говорил: "Веруйте в Господа Иисуса Христа", - Он знал, что говорил. "Идите по всему миру, - призывал Он, - и проповедуйте Евангелие всей твари". Да, всей твари. Представьте себе, какой-нибудь очень ортодоксальный ученик возвращается к Иисусу и говорит: "Господи, Ты уверен, что не ошибся насчет некоторых людей? Почему мы должны проповедовать Евангелие всем? Ведь многие мертвы в своих грехах? Давай лучше мы будем проповедовать людям с хорошей репутацией". Я слышал, как некоторые люди, утверждавшие, что они служители Христа, говорили, что призывать мертвых во грехах - это то же самое, что размахивать носовым платком над могилами погребенных. На это я отвечал им: "Да, вы правы. Не делайте этого, ведь очевидно, что вы не можете призывать их. Идите домой и ложитесь спать. Господь никогда не посылал вас проповедовать, так как у вас нет никакой веры в проповедь". Но если мой Господин послал меня провозглашать воскресение и размахивать носовым платком над могилами, если Он заповедал это делать, то мертвые будут воскресать, потому что Господь знает, что Он делает, посылая Своих рабов на служение. Если бы Он не послал нас, было бы на самом деле глупо кричать: "Эй, мертвые, оживите!" Но Его повеление меняет все. Мы просто должны говорить мертвым: "Пробудитесь, и Христос дарует вам жизнь". А что, надо сначала пробудиться, а потом уж получить жизнь? Я не буду даже пытаться объяснять это, но такой порядок предлагает само Писание: "Пробудитесь, спящие, восстаньте из мертвых, и Христос дарует вам жизнь". Это слова моего Господина, и для меня этого достаточно. Я не могу объяснить их, но я буду делать так, как Он говорит, и слепо следовать за Ним, верить каждому Его слову. Если Он призывает меня говорить: "Восстаньте из мертвых", я с удовольствием сделаю это прямо сейчас. Во имя Иисуса, мертвые, оживите. Каменные сердца, рассыпьтесь. Стальные сердца, расплавьтесь. Неверующие, веруйте. Положитесь на Христа, нечестивцы. Если Он говорит через Своих рабов, эти слова исполнены силой. А если Он не говорит через нас, не имеет никакого значения, как мы говорим. В этом случае прав мой здравомыслящий брат, который говорит, что нет смысла призывать мертвых ожить, этим самым признавая, что его Господин не говорит через него. Поэтому пусть он идет домой и ждет, когда же Господь придет к нему. Если бы его Господин был вместе с ним, он бы говорил Его слово и не боялся бы, что его обзовут ненормальным. Ведь именно Господь Иисус Христос сказал человеку с сухой рукой: "Протяни руку свою".

Меня всегда очень утешает мысль о том, что Христос дает силу делать то, что Он повелевает. Дорогая душа, когда ты слышишь призыв веровать и встаешь со слезами на глазах, говоря: "Сэр, я не могу понять, я не могу поверить", ты должна помнить, что Тот, кто призывает верить, дает силу верить. Когда Господь говорит через Своих рабов или через Свое слово, или прямо к твоей совести Духом Святым, помни, что Он не просто человек, а Сын Божий, и ты должен сказать Ему: "Благостный Господь, я умоляю Тебя, дай мне веру, которую Ты требуешь. Дай мне покаяние, которое повелеваешь". Он услышит твою молитву, и вера изольется на тебя.

Дорогой друг, разве ты никогда не замечал, как Христос делает Свое дело? Сначала Он повелевает, затем помогает сердцу превратить повеление в молитву, а в конце отвечает на молитву обетованием. Приведу пример. Господь говорит: "Сотворите себе новое сердце". Это повеление. Но затем мы находим, что псалмопевец Давид в 50-м псалме просит: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже". А затем, если вы откроете книгу Иезекииля, то найдете там обещание: "И дам вам сердце новое". Сначала Господь повелевает, затем помогает в молитве просить благословения, а потом посылает это благословение.

Приведу еще один пример. Бог дает следующую заповедь: "Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" Затем идет молитва: "Обрати меня, и обращусь", и в конце мы читаем о благословенном обращении, которое имеет в виду апостол Павел, когда говорит о том, что Бог послал Сына Своего, чтобы отвратить каждого из нас от беззаконий.

Возьмем другой пример, касающийся очищения. Господь повелевает нам: "Очистите старую закваску", и сразу же за этим повелением следует молитва: "Окропи меня иссопом, и буду чист", а затем приходит и обещание: "Как в щелочи, очищу с тебя примесь". Или обратимся к другому примеру, более приятному, относящемуся к христианину. Библия часто повторяет, что христианин должен постоянно петь: "Воспевайте хвалу Богу, воспевайте хвалу Царю!" А в другом отрывке мы читаем молитву: "Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою", а в третьем отрывке мы находим божественное обещание: "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою". Итак, вы видите, как Господин делает Свое дело? Сначала Он повелевает уверовать или покаяться, затем Он дает вам способность молиться и в конце дарует благодать сделать это, чтобы вы могли получить благословения для своей души, ибо всегда сам Христос вкладывает евангельские заповеди в сердце человеческое, а люди, принимая их, находят возможность исполнить их.

"Но Его нет здесь!" - скажет кто-то. Истинно говорю вам, Он здесь. Он сам говорил: "Се, Я с вами во все дни до скончания века"; пока длится этот век, Христос всегда находится там, где проповедуется Евангелие. Он всегда фактически присутствует там, где Его весть честно и верно распространяется Духом Божиим, и говорит через Своих служителей. Поэтому, дорогая душа с иссушенной рукой, сегодня сам Иисус говорит тебе: "Протяни руку свою". Он здесь, чтобы исцелять, а исцеляет Он повелением. И сейчас Он повелевает. О благодатный Дух, приди, чтобы люди могли повиноваться!

III. Пришло время сказать несколько слов о самом повелении. Оно звучало так: "Протяни руку твою". Я заметил, что это повеление касается самой сущности проблемы. Христос не сказал: "Потри левую руку о правую", или: "Покажи руку свою священникам, пусть они совершат обряд", или: "Омой свою руку". Нет, Он сказал: "Протяни руку твою". Именно это больной и не мог сделать, поэтому повеление Иисуса затрагивало самый корень проблемы. И как только он протянул свою кисть, она сразу же исцелилась; повеление Христа было призвано оказать именно ту помощь, которая требовалась.

И сегодня мой Господь и Господин, обращаясь к грешникам, не говорит им: "Идите домой и помолитесь". Я надеюсь, что вы помолитесь, но повеление молиться - не самое главное в Евангелии. Суть Евангелия вот в чем: "Веруйте в Господа Иисуса Христа и спасетесь". Когда страшно перепугавшийся тюремный страж, сам не понимая себя, спрашивал у Павла, что ему делать, чтобы спастись, апостол мог бы по обыкновению некоторых сказать: "Давай кратко помолимся" или "Иди домой и почитай Библию, когда же ты придешь в надлежащее состояние, я скажу тебе, что делать". Нет, апостол Павел произнес: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься". Если вы не сказали этого, значит, вы не проповедовали Евангелие, ибо спасение приходит только по вере, никак иначе. Это трудно, скажите вы мне. Да, Христос повелевал то, что было сделать трудно: "Протяни руку твою", так же трудно и грешнику исполнить повеление: "Веруй в Господа Иисуса Христа". Помните: все ваши попытки достичь вечной жизни без веры - только лишь проявления плотской природы, ведущие к смерти. Что может родить смерть, кроме смерти? Смерть не может произвести жизнь. Молитва без веры! Что это за молитва? Это молитва человека, не верящего в Бога. Разве получит человек что-нибудь от Бога, если он не верит, что Бог есть и ищущим Его воздает? "Но я должен сначала покаяться и только потом уверовать", - скажет кто-то. Но что это за покаяние, если вы не доверяете Богу, то есть не верите Богу? Разве покаяние без веры не есть эгоистичное сожаление о грехах в виду грядущего наказания? Вера должна сопутствовать каждой молитве и каждому акту раскаяния, иначе Бог их не примет. Поэтому мы должны начинать именно с призыва уверовать: "Верь и живи", "Протяни руку твою".

Протягивая руку, парализованный совершил акт веры . Его действие не было вызвано возникшим чувством. Объективно он не мог этого сделать. Но он сделал это только потому, что вера дала ему такую возможность. Я повторю, его действие было чистым актом веры, только при помощи веры он смог протянуть кисть. "Но я до сих пор не могу понять, как человек может сделать то, чего он сделать не может", - подумает кто-то. Но если вас станет учить Господь, вы сможете понять намного более чудесные вещи, ибо жизнь христианина - сплошные парадоксы. Лично мне проще усомниться в самом существовании, чем в парадоксах этого существования. В любом случае, я уверен, что так оно и есть: сам я не могу сделать ничего, но со Христом, дающим мне силу, я могу сделать все. Человек, ищущий Христа, не может сделать ничего, и все же, если он верит в Христа, он может сделать все, он может протянуть парализованную руку.

Кроме того, в этом поступке видна не только вера, но и решение . Вот сидят надменные нахмурившиеся фарисеи. Вы легко сможете себе представить этих великолепно выглядящих джентльменов, с кистями на одеждах и филактериями на лбу. А вот и книжники, облаченные в строгую одежду, - суровые ученые мужи. Люди даже боялись смотреть на них - они были такими святыми и высокомерными. Вот они восседают, как судьи на слушании дела, сейчас они будут испытывать нашего Спасителя. Христос вызывает бедного человека с иссохшей рукой, чтобы тот был Его свидетелем. Своим повелением Он как бы спрашивает его, кому он будет повиноваться: фарисеям или Ему? Нельзя исцелять в субботу, говорят фарисеи. А что ты скажешь, человек? Если ты согласен с фарисеями, ты можешь отказаться, чтобы тебя исцеляли в субботу, ты можешь не протягивать руку. Но если же ты согласен с Иисусом, ты обрадуешься исцелению, когда бы оно ни произошло: в субботу или не в субботу. А, вот я вижу, ты поднимаешь свою руку и выступаешь против тиранов, которые хотят оставить тебя калекой. Этот человек как будто проголосовал за Христа, когда протянул руку вперед. Многие души обретали мир, когда в конце концов протягивали руку и говорили: "Или утону или поплыву, или умру или спасусь; Христос за меня! Христос за меня! Если я буду погибать, я уцеплюсь за Его крест и буду смотреть только на Него, ибо я на Его стороне, независимо от того пожалеет Он меня или нет". Когда человек принимает такое решение, к нему приходит исцеление. Если вы протяните свою руку Христу, Он сделает ее здоровой, хотя сейчас она парализована и висит. И хотя вы не достойны исцеления, у Него есть сила оживить вашу руку, когда вы протянете ее, и дать вам то благословение, которого желает ваше сердце.

Мне кажется, как будто кто-то говорит: "Сэр, я хочу быть спасенным именно тем способом, который предлагает Христос. Я готов отдать свои глаза из любви к Нему". Друг мой, вам не надо терять свое зрение: только доверьтесь Ему, отдайте лучше Ему глаза своей души. Взгляните на Него и оживите. "Только бы я мог спастись! Как я хочу этого!" - скажет кто-то. Пусть же Святой Дух ведет вас к мысли, что вы можете спастись только с помощью Христа и никак иначе. Когда же вы поймете, что только Христос может исцелить и утешить вас, божественная сила оживит вас и исцелит в мгновение ока.

IV. А теперь обратим внимание на послушание этого человека. Мы читаем, что он протянул руку. Марк пишет: "Тогда [Христос] говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул". Заметьте, что этот человек сделал именно то, что сказал ему сделать Господь , хотя многие пробудившиеся грешники не следуют его примеру. Христос сказал: "Протяни руку", и он протянул . Если бы вместо этого парализованный просто подошел к Христу, Господин сказал бы ему: "Я не говорил тебе этого делать. Я повелел тебе протянуть руку". Представьте, что тогда бы он взял левой рукой свиток закона и начал бы целовать его в знак уважения. Как вы думаете, от этого была бы какая-нибудь польза? Господин тогда только сказал бы: "Я повелел тебе протянуть руку". Увы, многие люди говорят: "Да, Бог повелевает нам доверять Иисусу, но вместо этого мы регулярно будем ходить в церковь, участвовать в хлебопреломлении и молиться". Эти средства благодати хороши, прибегайте к ним, но не превращайте их в заменитель веры, иначе все ваше упование окажется напрасным. Бог повелевает: "Веруй и живи", делайте все остальное, но никогда не забывайте об этом. Кто-то говорит: "Я читаю хорошие книжки, это должно принести мне пользу". Читайте книги, но книги - это не Евангелие. Евангелие в фразе "веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься". Представьте, что врач говорит своему пациенту: "Принимайте ванну по утрам - это отличное лекарство от вашего недуга". Но пациент вместо того, чтобы принять ванну, по утрам выпивает чашку чаю, говоря при этом: "Я уверен, что это такое же хорошее средство от моей болезни". Как вы думаете, что скажет врач, поинтересовавшись, следует ли пациент его рекомендациям, и получив при этом отрицательный ответ? "Можете не рассчитывать на хороший результат, так как вы не выполняете мои предписания". Почти то же самое мы говорим Христу: "Господи, Ты призываешь меня довериться Тебе, но я лучше сделаю что-нибудь другое. Господи, я хочу, чтобы совесть мучила меня. Я хочу, чтобы ад постоянно угрожал мне. Я хочу всегда тревожиться и переживать". Вы должны хотеть только того, что Христос предписывает вам. Вы должны просто положиться на Него. Чувствуете вы что-то или не чувствуете, приходите к Нему, доверьтесь Ему, и тогда Он спасет вас, только Он. "Вы хотите сказать, что не надо молиться и читать хорошие книги?" - спросите вы. Нет, ничего подобного я не говорю, я не запрещаю молиться и читать книги, как врач, о котором я говорил выше, не запрещал своему пациенту пить чай. Пусть он пьет чай, но пусть не думает, что чай может заменить ему предписанную ванну. Пусть люди молятся, и чем больше, тем лучше. Пусть исследуют Писание, но пусть при этом помнят, что молитва и исследование Писания не должны занимать место веры во Христа. Если это произойдет, душа погибнет. Прочитаем отрывок из Писания. Вы когда-нибудь слышали, чтобы его цитировали верно? "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную... но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь". Вот, где жизнь вечная - во Христе, и даже не в исследовании Писания, хотя исследования Писания сами по себе очень хороши. Если мы поставим на место Христа даже золотого идола, его нужно будет точно так же выбросить, как и идола из грязи или навоза. Не важно, хорошо само по себе действие или нет - если его не заповедал Христос, вы не спасетесь им. "Протяни руку твою", - говорит Господь. Таким образом к этому человеку должно было прийти исцеление. Он сделал то, что от него требовал Христос, и получил великую награду.

Обратите внимание, что этот человек не задавал никаких вопросов , хотя мог бы. Я думаю, он вполне мог встать и сказать: "Благочестивый Господин, это непоследовательно. Ты велишь мне протянуть руку, но если я ее протяну, значит, она у меня здорова - нет никакого чуда в том, чтобы поднять здоровую руку. А если она на самом деле больна, то как я могу поднять ее?" Разве вы никогда не слышали, как кто-то из ваших друзей потешался над святым и смеялся над учением о благодати, утверждая, что мы говорим: "Ты можешь и не можешь; ты должен и не должен"? Вообще-то они правы в своих утверждениях, хотя, с их точки зрения, это повод осмеять нас. Пусть они формулирует это таким образом, если им нравится. Если быть формалистом, наше учение парадоксально и противоречиво, но если проникнуть в суть, именно в этих противоречиях и заключается вечная истина. Мы знаем, что человек мертв в своих преступлениях и грехах, он впал в духовное и нравственное оцепенение, выйти из которого сам не может, но все же делает это, когда Господь приказывает: "Пробудись, спящий! Восстань из мертвых, и Христос дарует тебе жизнь!" Или, другими словами, мы говорим сухой руке: "Двигайся", и она двигается. Чудесный результат подтверждает истинность учения, которое внешне выглядит очень неубедительно.

Обратите внимание и на то, что Иисус повелел этому человеку протянуть руку, и он протянул руку . Если бы вы спросили у него, протянул ли он свою руку, он ответил бы вам: "Конечно, я протянул, Кто же еще?" "Секундочку, почтенный. Вы сами протянули свою руку?" - спросите вы. "Нет, - ответит он вам. - Прежде я много раз пытался это сделать, но у меня ничего не получалось. А сейчас получилось". "Как же такое могло произойти?" "Иисус повелел мне это сделать, я сам хотел это сделать, вот и получилось". Сомневаюсь, что этот человек смог бы рационально объяснить, что произошло. И мы тоже не можем. Наверняка, приятно было видеть, как эта сухая, безжизненно висевшая парализованная рука поднялась вверх на глазах у всех людей, присутствовавших тогда в синагоге. Кровь прилила к кисти, нервные окончания ожили, и рука заработала! Представляете, какой радостью засияли глаза этого бедного человека, когда он посмотрел на свой мизинец и на большой палец и понял, что они на самом деле двигаются! Потом он поднял глаза на Того, кто исцелил его, упал на колени и долго восхвалял Его! Мы не можем объяснить, как происходит обращение, возрождение, как появляется новая жизнь, но мы знаем, что Иисус говорит: "Верьте", и мы верим. Своей силой? Нет. Но когда мы поверим (когда Он дарует нам желание поверить), тогда появится сила сделать это по Его хотению.

Я смотрю вокруг себя и пытаюсь найти людей с иссохшей рукой, присутствующих сегодня в этом зале. К ним я обращаюсь со словами во имя Господа: "Протяни руку твою". Сейчас настало благоприятное время. Сейчас в вашей жизни произойдет чудо. Поверьте сейчас. Прежде вы говорили, что не можете верить. А теперь доверьтесь Иисусу. Или пан, или пропал - доверьтесь Ему.

Наш Господь Иисус никогда не изгонит от Себя грешника, доверившегося Ему. Скажу по-другому. Если вы чувствуете, что из-за своей греховности вы не можете подойти к Иисусу, но должны это сделать, подойдите крадучись. Украдкой войдите в дом милости, как голодная собака прокрадывается туда, где есть что-то съедобное. Скорее всего, мясник пнет ее ногой, если увидит, что она подкрадывается к кости, но если собаке все же удастся заполучить эту кость, она ее уже никогда не отдаст. Что-то подобное происходит и здесь: если вам удастся заполучить крохи из-под стола Иисуса, Он не заберет их назад, потому что Он никогда не прогоняет тех, кто пришел к Нему. Каким бы образом они ни пришли, Он никогда не изгонит их и не заберет обратно Своих благословений. Он никогда не скажет: "Прочь отсюда, дорогой, у тебя нет права уповать на Мою благодать". Помните женщину, страдавшую кровотечением, которая не решилась прямо подойти ко Христу, а только коснулась сзади Его одежды? Она как бы украла свое исцеление. А что Христос сказал на это? Сказал ли Он: "А ну-ка подойди сюда, дорогая. Что ты сделала? Какое право ты имела касаться Моих одежд и красть исцеление"? Нет, отнюдь. Он подозвал ее, а она рассказала Ему все, как было, на что Иисус ответил: "Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя". Душа, подойди к Нему! Коснись Его! Кинься к Нему! Если между тобой и Христом появится толпа бесов, решительной верой расчисти себе путь. И даже если ты окажешься самым недостойным негодяем из когда-либо доверившихся Христу, все равно доверься Ему сейчас, и, может быть, на небесах скажут, что сегодня спасся самый большой грешник. И такое спасение еще больше прославит Христа. Если твой случай самый тяжелый из тех, с которыми до сего момента приходилось сталкиваться Христу, то сегодня, когда Он коснется тебя и исцелит, Его прославят на небесах так, как никогда до этого не славили. Душа! Я хотел бы убедить тебя прийти ко Христу, но только мой Господь может сделать это. Пусть же Он сам ведет тебя к Своей великой благодати!

V. И в завершение я хотел бы поговорить о результате того, что этот человек, послушавшись, протянул свою руку.

Я уже обращал ваше внимание на то, что исцеление было очевидным фактом. Теперь же я хочу подчеркнуть, что оно было совершено мгновенно . Человек с больной рукой не стоял и не ждал, пока что-то произойдет. Он был исцелен сразу же. И исцеление это было совершенным , так как его больная рука стала такой же, как и здоровая, такой же работоспособной, как и раньше, такой же ловкой и проворной. Он получил полное исцеление, хотя заняло оно одно мгновение. Будьте уверены, что рука этого человека исцелилась навсегда , хотя иногда я слышу, как говорят, что спасенные души отпадают от благодати и погибают. Я в это не верю, потому что никогда не читал, чтобы после исцеления Господа исцеленному человеку опять становилось плохо. Я никогда не слышал, чтобы исцеленная сухая рука опять становилась парализованной. Такого не может быть. Мой Господь исцеляет один раз и навсегда. Я как-то видел вывеску, на которой было написано: "Краткосрочно избавим от зубной боли". Но через несколько месяцев я заметил, что хозяин этой лечебницы понял, что никто не хочет избавляться от зубной боли краткосрочно , и поэтому сделал на вывеске другую надпись: "Моментально избавим от зубной боли". Это было разумное решение. Я боюсь, что спасение многих - это краткосрочное спасение. Они получают какую-то благодать и теряют ее снова. Они обретают мир, который постепенно уходит. Но нужно постоянство, а постоянство есть только во Христе. "Дары и призвание Божие непреложны", и Христос никогда не заберет исцеление. Душа! Понимаешь ли ты, что сейчас готов дать тебе Иисус? Исцеление к жизни, избавление от иссушающего воздействия греха, жизнь и жизнь вечную. И все это дается в ответ на исполнение повеления: "Протяни руку твою" или, другими словами: "Доверься, доверься, доверься!" На этой неделе я разговаривал с одним человеком. Он утверждал, что не может довериться Христу. Тогда я сказал: "Но, дорогой друг, так не должно быть. Ты доверяешь мне ?" Да, он доверял мне. "Но как ты можешь доверять мне и не доверять Господу Иисусу? - спросил я. - Допустим, ты не доверяешь мне. Почему?" "Почему? Если бы вы были плохим человеком, я бы не доверял вам", - ответил он. "Получается, если ты не можешь довериться Иисусу, значит, ты считаешь Его лжецом. Ты правда полагаешь, что Бог обманщик?" Мой собеседник ужасно смутился и ответил: "Нет, сэр, я думаю, что Бог есть истина". Очень хорошо, мы без всяких сомнений можем довериться истине. И это совсем не трудно. Положиться на кого-нибудь и не сомневаться в нем можно только тогда, когда ты хорошего мнения об этом ком-то. Ваша вера в то, что Бог правдив, это уже вера. Положитесь же на Него прямо сейчас; так же как я опираюсь сейчас на эти перила всем своим телом, обопритесь на милость Божью во Христе Иисусе. Это и есть настоящая вера. Если милость Божья во Христе не может спасти вас, вы погибните. Пусть эта мысль будет единственным вашим упованием и основанием для уверенности. Крепко держитесь за Бога во Христе, как кувшин на гвозде. Как человек всем своим телом ложится на кровать, так и вы положитесь на божественную любовь, которая была видна в Иисусе до сих пор. Если вы сделаете так, то спасетесь. Я не имею в виду, что вы просто спасетесь от ада, ибо сила веры, рождаемой в вас Богом Духом Святым, навсегда спасет вас от излюбленного греха. Получив прощение, вы всегда будете любить Того, кто простил вас, вы получите новый принцип жизни, при помощи которого сможете справиться со своими старыми привычками и воскреснуть к чистой и святой жизни. Если Сын сделает вас свободными, вы будете на самом деле свободными. Вы освободитесь сразу же, как только доверитесь. Да дарует Господь вам Свои благословения во имя Христа. Аминь.

Разновидность дерматита, обусловленного повышенной сухостью кожных покровов. Для него характерно рецидивирующее (повторяющееся) течение и хронизация процесса. Альтернативное название патологии: астеатотическая экзема . В группе риска по возникновению этой болезни находятся люди старшей возрастной группы (после 65 лет).

Для сухой экземы характерна сезонность проявлений симптомов и прямая их связь с воздействием внешних факторов, важнейшим из которых являются климатические условия. Частота возникновения этой патологии одинаковая как у мужчин, так и у женщин. Часть исследователей отмечает связь сухой экземы с атопическим дерматитом.

Причины возникновения

Контент может оказаться неприятным для просмотра


Диагностика

Диагноз сухой экземы выставляется на основании данных осмотра и анамнеза заболевания. Инвазивные методы обследования, такие как биопсия кожи, используются крайне редко, лишь в тех случаях, когда требуется отличить это заболевание от атопического или застойного дерматита.

При микроскопии образцов кожи обнаруживается выраженная воспалительная реакция со скоплением экссудата в межклеточном пространстве. Нередко выявляются признаки вторичной инфекции.

Очень часто у пациентов одновременно сочетается несколько видов дерматита. Самая частая причина такой комбинации - самостоятельное лечение и пренебрежение врачебной помощью.

Лечение сухой экземы на руках

Лечебные мероприятия должны быть начаты сразу после верификации (подтверждения) диагноза. Цель лечения заключается в переводе острого воспаления в стадию стойкой ремиссии. Продолжительность курса лечения - минимум 2 недели, но чаще он продлевается до 1,5-2 месяцев. Основной способ лечения - использование всевозможных мазей и кремов, все остальные способы имеют второстепенное значение.

Физиотерапия

Местные способы физиолечения при сухой экземе практически не применяются. Более эффективны методы, воздействующие на центральные регуляторные системы. Они позволяют уменьшить степень напряженности нервной системы, благоприятствуют работе эндокринных желез, способствуют уменьшению активности местного воспаления.

При сухой экземе применяют:

  • Электросон. На курс назначается до 10 сеансов продолжительностью по 40 минут.
  • Транскраниальная электростимуляция в седативном (успокоительном) режиме.

Указанные процедуры могут быть применены в острый период, а во время ремиссии рекомендуется посещение санаториев. Предпочтение следует отдавать нежарким курортам с умеренно влажным воздухом.

Мази

Местные средства - ключевой элемент лечения сухой экземы. В период обострения следует ежедневно наносить на участки сухой кожи жирные и увлажняющие крема. Не обязательно искать лечебные препараты - для применения подходят гигиенические средства (Дермарэф, Биопин). Все наиболее популярные косметические фирмы выпускают гигиенические кремы для сухой кожи - они также подойдут при сухой экземе на руках. Обрабатывать кремом пораженные участки следует очень обильно до полного впитывания препарата, на протяжении дня можно применять их по нескольку раз.

Хороший эффект при сухой экземе дают гели, содержащие коллаген или гиалуроновую кислоту (гель Пектилифт). Они увлажняют кожу на более длительное время, что позволяет уменьшить количество применений за день.

В состав кремов и гелей от сухой экземы обязательно входят эмоленты - химические соединения, обеспечивающие удержание на коже влаги. За счет эмолентов кожа приобретает мягкость и бархатистость.

Мази и кремы на основе топических глюкокортикоидов при сухой экземе применяют в основном на ранней стадии заболевания. Желательно использовать гормональную мазь средней силы действия как можно более коротким курсом. Злоупотребление гормональными мазями при этой разновидности экземы может нанести больше вреда из-за осложнений, нежели пользы. Отмечены положительные эффекты от мазей с витаминами (Радевит, Ретиноевая мазь) с метаболитами (Солкосерил).

Присоединение бактериального воспаления - показание для назначения мазей с антибактериальным компонентом. Применяют их до исчезновения признаков инфекционного воспаления, проявляющегося появлением гнойных корок.

Таблетки

Таблетированные препараты в лечении астеатотической экземы имеют второстепенное значение или принимаются в качестве профилактических средств. Используются антигистаминные препараты (димедрол, цетрин), если беспокоит зуд. Для улучшения метаболических процессов в коже и ускорения регенерации рекомендуется прием витаминов, предпочтение отдается жирорастворимым витаминам: токоферолу (витамин Е) и ретинолу (витамин А). “Аевит” в капсулах можно принимать по 1 капсуле в день на протяжении 1-1,5 месяцев.

Нередко врачи назначают в таблетках легкие седативные средства для устранения психогенного фактора: Ново-Пассит, таблетки валерианы. Более серьезные седативные средства назначаются по показаниям, после консультации врача психиатра.

При наличии заболеваний пищеварительной системы, которые выступают в качестве одного из провоцирующих факторов, требуется лечение этих заболеваний. Необходима консультация гастроэнтеролога, который и определит точную схему лечения сопутствующей патологии.

Диета

В комплексной терапии сухой экземы диета не имеет решающего значения. Однако в качестве профилактической меры, которая снижает частоту обострений и уменьшает вероятность присоединения других дерматитов, она активно рекомендуется врачами.

Из рациона следует исключить:

При приготовлении пищи лучше не использовать обжаривание продуктов, предпочтительно тушение и отваривание. К мясу нежирных сортов на гарнир оптимально подавать каши, но не макароны и картофель.

Лечение народными средствами в домашних условиях

Сухая экзема не является показанием для госпитализации в стационар, ее разрешается лечить дома с помощью народных средств.

Вреда не нанесут следующие рецепты:

  1. Втирание облепихового масла. Этим способом достигается выраженный эффект смягчения кожи. Масло образует тонкую пленку, препятствующую испарению влаги, что благотворно сказывается на тургоре (эластичности) кожи.
  2. Масляный экстракт ромашки. Для его изготовления берется 50 граммов сухой ромашки аптечной, которая заливается оливковым маслом (0,5 литра) и взболтать. Настаивается полученная смесь не менее 10 суток в темном месте при комнатной температуре. По окончанию срока настаивания масло процеживается. Наносится на сухую кожу до 3-х раз в сутки. Аналогичный экстракт можно получить и из зверобоя, применяется он по той же схеме, что и экстракт ромашки.
  3. Аппликации яичных желтков. Разбить несколько яиц, отделить желтки и перемешать их, получившаяся масса должна быть однородной. На предварительно вымытую кожу желточная масса наносится равномерным слоем. Время экспозиции - 20-30 минут, после чего аккуратно желтки смываются теплой водой.
  4. Гусиный или барсучий жир. Эти вещества очень хорошо защищают кожные покровы от влияния сухого холодного воздуха, поэтому их можно наносить на кожу перед тем как пойти на улицу осенью или зимой.
  5. Мазь на основе еловой живицы. Для ее приготовления необходимо смешать в равной пропорции очищенную еловую смолу (живицу), воск и нутряное сало. Компоненты хорошо смешиваются на водяной бане. Остывшую пасту наносят на кожу до двух раз в день и на протяжении нескольких недель.

При выраженном растрескивании кожи перед нанесением любой мази можно смачивать кожу настоями листьев ежевики или коры ивы. Рецепт приготовления достаточно простой: 25 грамм сырья заливают кипятком (0,5 литра), после чего дают настояться 8-10 часов. Остывшим настоем либо обтирают пораженную кожу, либо делают ванночки для рук - на 10 минут погружают в него руки.

Существуют и другие народные средства по лечению астеатотической экземы, но использовать рецепты с агрессивными компонентами, такими как горчица или сода, следует крайне осторожно - очень высок риск ожога кожных покровов.

Использовать мази с высоким содержанием жиров при сухой экземе следует не только в периоды обострения, но и в качестве мер профилактики в осенне-зимний период.

При появлении глубоких кожных трещин на руках следует воздержаться от деятельности, связанной с повышенной вероятностью инфицирования: копать землю, сажать растения, заниматься с домашними животными.

Профилактика

Из профилактических мероприятий при сухой экземе следует отметить использование увлажняющих кремов для кожи. В холодной время года необходимо более тщательно ухаживать за кожей - применять жирные мази, а также избегать переохлаждения кожи.

Ограничение контакта кожи с любыми химикатами - моющими средствами, красителями, продуктами нефтехимии - позволяет уменьшить риск первичного возникновения или обострения уже имеющейся сухой экземы.

Отмечено, что проявления сухой экземы значительно сильнее в сухом климате, поэтому пациентам следует следить за микроклиматом дома. Применение в домашних условиях увлажнителей воздуха имеет прямое профилактическое воздействие. Иногда бывает достаточно положить на батарею смоченную водой тряпку и регулярно ее увлажнять, чтобы создать оптимальную влажность в квартире.

Гигиенический уход за кожей рук при сухой экземе должен осуществляться посредством гипоаллергенного мыла. После мытья рук водопроводной водой обязательно нужно смазать их кремом - это уменьшит скорость высыхания кожи.

В зимний период одним из провоцирующих факторов сухой экземы могут стать перчатки или варежки из натуральной шерсти или синтетики. Полностью отказываться от их ношений совершенно не обязательно - можно надевать под них тонкие хлопчатобумажные перчатки.

Осложнения и последствия

Самым распространенным осложнением сухой экземы является инфицирование трещин кожи. В этом случае отмечается бурное протекание воспалительного процесса, нередко образуются язвенные дефекты, требующие более интенсивной терапии.

Опасных последствий сухая экзема не имеет, но у пожилых людей полностью ее вылечить нельзя, она приобретает хронический характер, причем обострения могут возникать в любое время года. У более молодых пациентов отмечается четкая сезонность обострений - они чаще возникают в осенне-зимний период.

Заразна ли и как передается

Сухая экзема незаразное заболевание. Некоторые слухи, утверждающие о ее заразности, можно объяснить сезонностью заболевания и возникновением его у людей одной возрастной категории, которые общаются более тесно.

Особенности у детей

В детском возрасте астеатотическая экзема практически не встречается. Это объясняется возрастными особенностями кожи. За экзему может быть принят атопический дерматит, протекающий со схожей симптоматикой.

При беременности

У беременных сухая экзема встречается крайне редко, а в тех случаях, когда диагноз подтверждается, течение заболевания не имеет значимых отличий клинической картины.

Видео про экзему

Врач дерматолог рассказывает о причинах возникновения дерматитов, в том числе и сухой экземе.

Прогноз

Для здоровья пациентов прогноз по сухой экземе благоприятный - заболевание не имеет опасных осложнений и последствий. К сожалению, прогноз в плане полного выздоровления печальный - у 95% пациентов пожилого возраста астеатотическая экзема рецидивирует ежегодно. При соблюдении профилактических мер и соблюдении врачебных назначений можно лишь уменьшить выраженность симптомов.

Актуальность . Синдром «чужой руки» (СЧР) является относительно редким клиническим феноменом, однако он представляет интерес для неврологов ввиду необычности проявлений и часто допускаемых при его диагностике ошибок, негативно влияющих на эффективность медицинской реабилитации больных.

Диагностические признаки СЧР (по R.S. Doody и J. Jancovic, 1992) объеденены в совокупность следующих симптомов: [1 ] непроизвольная, возникающая неожиданно для пациента и не характерная для других типов неврологических расстройств двигательная активность руки; [2 ] ощущение «чуждости» или «враждебности» по отношению к своей верхней конечности; [3 ] неспособность распознать без зрительного контроля принадлежность руки своему телу; [4 ] одушевление («персонификация») руки.

СЧР считается одним из вариантов нарушения соматотопического гнозиса наряду с такими расстройствами, как нарушение право-левой ориентировки, псевдополимелия, игнорирование различных частей тела, дефекты восприятия величины и массы тела.

Происхождение СЧР связано с разобщением (дисконнекцией) передних и задних отделов одного из полушарий головного мозга. Разобщение приводит к невозможности автоматической коррекции движений руки, в норме осуществляемой под влиянием зрительных и соматосенсорных сигналов обратной связи. Действительно, обычно «чужая рука» совершает смахивающие или иные непроизвольные движения лишь в условиях, когда больной не видит ее, что подчеркивает значимость отсутствия зрительного контроля для клинических проявлений СЧР. Исключение контроля зрением устраняет компенсацию дефицита соматосенсорной обратной связи, приводя к утрате возможности анализа и контроля за движениями руки. В пользу этого предположения также свидетельствует то, что улучшение контроля за рукой, со слов самих пациентов, происходит в тех случаях, когда рука больного опирается на какую-либо поверхность или человек прижимает ее другой рукой к телу, т.е. в условиях усиления проприоцептивной и тактильной стимуляции.

Выделяют 3 варианта [СЧР], связанные с разной локализацией патологических очагов в головном мозге:


    ■ фронтальный - описан у больных с поражением медиальных отделов левой лобной доли доминантного полушария и прилежащих областей мозолистого тела; он характеризуется возникновением в контралатеральной руке «ощупывающих», «смахивающих», «хватающих» непроизвольных движений, направленных на окружающие предметы; движения навязчивые, быстрые, провоцируются тактильной или зрительной стимуляцией; часто выявляются рефлексы лобного автоматизма (хватательный и ладонно-подбородочный);

    ■ каллозальный («диагонистическая апраксия») – связан с поражением мозолистого тела, при этом лобная доля может как вовлекаться, так и не вовлекаться в патологический процесс; основным отличительным клиническим признаком этого типа считается интермануальный конфликт: при этом усилия «чужой» (чаще левой) руки провоцируются активностью здоровой (чаще правой) руки; «чужая рука» вступает в противоборство, оказывает противодействие движениям другой руки; рефлексов лобного автоматизма не выявляется;

    ■ задний (сенсорный) - связан с поражением теменных, теменно-затылочных долей или таламуса ипсилатерального ведущей руке (правого у праворуких лиц) полушария головного мозга; при этом клинически наряду с непроизвольной активностью и ощущением «чуждости» в руке пациент не распознавал принадлежность руки своему телу без контроля зрения, а также у него выявлялся левосторонний .

Синдром "Чужой руки" (источник: руководство для врачей «Деменции" Н.Н. Яхно, В.В. Захаров, А.Б. Локшина, Н.Н. Коберская, Э.А. Мхитарян; третье издание, Москва, «МЕДпресс-информ» 2011):

cиндром «Чужой конечности» развивается примерно у половины больных с кортико-базальной дегенерацией (КБД) в течение 2-х лет от начала заболевания. Под феноменоменом "чужой руки» понимается своеобразное двигательное нарушение, которое заключается в том, что пораженная конечность совершает целенаправленные действия независимо от желания пациента. При этом пациент не может остановить или как-то контролировать собственную конечность. Пораженная конечность может совершать самые разнообразные движения: подниматься вверх (левитация), прикасаться к голове или другим частям тела, доставать из кармана какие-либо вещи и т.д. Нередко непроизвольные движения возникают синкинетически: «чужая рука» повторяет действия здоровой руки. В других случаях возникает так называемый интерамануальный конфликт, когда пораженная конечность мешает здоровой совершать какие-либо действия. бычно этот синдром возникает в конечности с наиболее выраженной экстрапирамидной симптоматикой.

Выделяют три варианта «чужой конечности»: [1 ] «лобный» вариант - связан с поражением дополнительной моторной коры и медиальной части префронтальной коры доминантного полушария и проявляется в доминантной руке лобными знаками, такими как хватательный рефлекс и феномен противодержания, которые пациент не может произвольно подавить; [2 ] «коллозальный» вариант - обусловлен поражением передней и средней части мозолистого тела и обычно проявляется в недоминантной руке; при этом варианте часто «чужая рука" может вмешиваться в движения здоровой руки (интермануальный конфликт), но лобные знаки отсутствуют; [3 ] «задний» вариант - возникает при поражении теменно-затылочной области и таламуса недоминантного полушария; в его основе лежит одновременное нарушение зрительного и кинестетического контроля за движениями руки, а также, возможно, искажение схемы тела и синдром игнорирования противоположной половины пространства (обычно не характерен для КБД).

Имеется много публикаций, посвященных СЧР, однако в большинстве своем они касаются больных с нейро-дегенеративными заболеваниями (кортико-базальная дегенерация и др.) или патологией мозолистого тела и преимущественно содержат описания единичных клинических наблюдений этого синдрома. Лишь в последние годы появились работы, описывающие синдром «чужой» конечности в клинике острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов). Особенностью, отличающей СЧР при ишемическом инсульте (ИИ) от СЧР при нейродегенеративных заболеваниях, является острое развитие симптоматики, сочетающейся с другими проявлениями ишемии головного мозга. Напротив, при нейро-дегенеративных заболеваниях СЧР развивается примерно через 12 месяцев после начала заболевания и не принадлежит к числу первых симптомов болезни. Обратите внимание: при ИИ возможны все те 3 клинических варианта СЧР, определяемые разной локализацией очага поражения головного мозга, которые ранее были описаны при дегенеративных и опухолевых поражениях, однако при ИИ чаще встречается фронтальный тип СЧР. СЧР в клинике ИИ развивается при обширных, чаще правополушарных, очагах ишемии, вовлекающих теменную долю, сочетается с клиническими проявлениями кинестетической апраксии и негрубыми нарушениями простых и сложных видов чувствительности. Клинические проявления СЧР отличаются нестойкостью и регрессируют на протяжении острого периода ИИ, при этом ощущение чуждости сохраняется дольше (на 2 – 10 дней), чем эпизоды непроизвольных движений в руке.

От синдрома неловкой руки и дизартрии, встречающегося при лакунарном ИИ, СЧР отличает ощущение «чуждости» конечности, наличие непроизвольной, неконтролируемой двигательной активности в руке, отсутствие атаксии при проведении координаторных проб, а также наличие крупноочаговых (а не лакунарных) очагов ишемии по данным нейровизуализации ([!!! ] cиндром «чужой конечности» описан в 30% случаев патолого-анатомически подтвержденной КБД и ранее ошибочно считался патогномоничным синдромом для этого заболевания).

Специфических методов терапии СЧР нет. В литературе приводятся данные об успешном использовании зеркальной терапии для СЧР при кортико-базальной дегенерации. При ИИ показаний к симптоматическому лечению собственно СЧР нет, поскольку этот синдром быстро спонтанно регрессирует. Тем не менее указание на наличие СЧР в дебюте ИИ может служить индикатором высокой вероятности наличия у этого пациента кинестетической апраксии, верификация которой требует применения дополнительных диагностических тестов, а лечение - специфических приемов когнитивной реабилитации.

использованы материалы статьи: «Синдром «чужой руки» в клинической картине острого периода ишемического инсульта» Григорьева В.Н., Сорокина Т.А., Калинина С.Я., ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ, Нижний Новгород (Неврологический журнал, 2015, т. 20, №2) [читать ]

источник: www.studfiles.ru

Недавно в мире нейрохирурги обсуждались последствия одной из операций на мозге, после проведения которой женщина получила очень редкое и мистическое заболевание, более известное как синдром чужой руки. Синдром чужой руки иногда появляется у пациентов получивших травму головного мозга.

После тщательного расследования последствий операции, было признано, что редкое заболевание женщина приобрела в результате проведенной хирургической процедуры. Но от того, что удалось найти виновных произошедшего жизнь пациентки не стала лучше и теперь каждый день ей приходиться бороться со своей собственной рукой, которая неожиданно перестала слушаться... Синдром чужой руки влияет на людей очень странным образом. Их руки внезапно начинают жить собственной жизнью, порой пытаясь атаковать своего хозяина и напрочь отказываясь выполнять приказы подаваемые головным мозгом. Дабы хоть как-нибудь обуздать непослушные части тела, человек, страдающий этим мистическим заболеванием вынужден очень часто привязывать свою руку, чтобы не стать ее случайной жертвой. Карен Берн, очнувшись после операции на головном мозге, с ужасом обнаружила, что ее собственная рука внезапно попыталась ее задушить. Доктора предполагали, что это отклонение появилось у несчастной пациентки в результате перенесенной травмы одной из частей головного мозга. До того момента, пока Карен оправившись после операции начала двигаться самостоятельно, врачи считали что процедура прошла успешно, но когда ее собственная рука попыталась раздеть женщину, а затем старалась нанести удары по лицу хозяйки, стало ясно, что что-то во время операции пошло не так как должно было быть. И хотя эпилепсия, от которой страдала Карен перестала ее беспокоить, левая рука, а иногда и левая нога абсолютно вышли из-под контроля. Врачи выписали женщине лекарство, постепенно обуздавшее это загадочное отклонение, и хотя на сегодняшний день Карен Берн чувствует себя хорошо, никто не берется предположить как в будущем поведет себя распоясавшаяся рука. Синдром чужой руки хотя и является очень редким заболеванием, все же занимает не последнее место в различных научных и оккультных кругах. Многие считают что эта странная болезнь тесно связана со сверхъестественными отклонениями и демонической одержимостью. Для избавления от этого мистического заболевания однажды признанного следствием демонической одержимости, в основном проводиться процедура экзорцизма, или в простонародье изгнание бесов из человеческого тела, ну а в самых экстремальных случаях прибегают и к ампутации взбунтовавшейся конечности. Но что же на самом деле может вызвать появление этого мистического недуга? Одна из теорий, высказанной неврологами приписывает вину неспособности мозга различать между планируемыми действиями и действиями которые в конечном итоге тело человека отдает на откуп механическим функциям. Любое желание идущее от подсознания, может просочиться в сознательную часть мозга, а затем и в механическую функцию, приведя к странным и очень часто насильственным движениям конечностей человека. И в конечном итоге все эти действия человека могут быть расценены как загадочные и тревожные. К сожалению все теории до сих пор остаются в стадии предположений, никто не знает почему синдром чужой руки влияет только на часть тела.

Синдром чужой руки - сложное психоневрологическое расстройство, форма апраксии, при которой одна или обе руки действуют сами по себе, вне зависимости от желания хозяина. Иногда сопровождается приступами эпилепсии. Другое название синдрома - «болезнь доктора Стренджлава» - дано не по имени первооткрывателя, а в честь доктора Стренджлава, одного из героев из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», рука которого иногда сама по себе то вскидывалась в нацистском приветствии, то начинала душить своего обладателя.

Впервые синдром изучал Курт Гольдштейн, наблюдавший пациентку (имя которой не сохранилось), которую во время сна начала душить собственная левая рука. Гольдштейн не нашёл каких-либо психических отклонений у пациентки. Поскольку приступы перестали проявляться, Гольдштейн прекратил наблюдение пациентки. Однако после её смерти он произвёл вскрытие и обнаружил в мозге повреждение, разрушившее передачу сигналов между полушариями, что и привело к развитию синдрома.

Дальнейшее изучение синдрома производилось гораздо позже, в пятидесятых годах двадцатого века, когда медики стали пробовать применять рассечение соединений полушарий для лечения эпилепсии. Эта практика была прекращена из-за возникновения синдрома чужой руки, несмотря на успех в борьбе с эпилепсией.

Выделяют 3 основных варианта «чужой конечности». «Лобный» вариант синдрома преимущественно связан с поражением дополнительной моторной коры, передней поясной извилины, медиальной части префронтальной коры доминантного полушария. При «лобном» варианте чаще вовлекается доминантная конечность, бывают ярко выражены хватательный рефлекс и стремление ощупывать окружающие предметы или части собственного тела (в связи с растормаживанием исследовательских автоматизмов, опосредуемых теменной корой).

Импульсивно схватив тот или иной предмет, больной часто не в состоянии отпустить его. В тоже время при «лобном» варианте выраженность субъективного отчуждения конечности, вероятно, обусловленного ее выпадением из схемы тела, бывает менее выражена.

При «каллозальном» варианте, обусловленном поражением передней и средней частей мозолистого тела, где проходят пути, связывающие левую премоторную область с правой, обычно вовлекается недоминантная рука. При этом варианте часто отмечается выраженный интермануальный конфликт, но отсутствуют лобные знаки. При КБД может наблюдаться как лобный, так и смешанный фронто-каллозальный вариант синдрома.

Третий вариант синдрома чужой руки - задний (или сенсорный) - как правило, возникает при очаговом поражении теменно-затылочной области и таламуса (как правило, недоминантного полушария), но не характерен для КБД. В его основе лежит одновременное нарушение зрительного и кинестетического контроля за движениями руки, а также, возможно, искажение схемы тела и синдром игнорирования противоположной половины пространства.

В отличие от лобного варианта, при заднем варианте синдрома рука не тянется к близлежащему предмету, а наоборот, пытается непроизвольно избежать контакта с ним, например, приподнимаясь над поверхностью стола. Эта тенденция хорошо проявляется при пальценосовой пробе, когда наблюдается выраженная стартовая задержка, а затем явная борьба между попыткой прикоснуться к носу и непроизвольным стремлением избежать этого контакта.

Внешне это напоминает атактическую дисметрию. Описан синдром «чужой» руки и при изолированном поражении таламуса, в этом случае он сопровождался легким хореическим гиперкинезом («хореическая чужая рука»). Заболевания, вызывающие синдром «чужой» конечности, представлены в таблице.

Синдром «чужой» конечности необходимо дифференцировать с лобными знаками, атетозом, псевдоатетозом, вызванным поражением глубокой чувствительности, дистонией, гемибаллизмом и гемиатаксией. Вотли-чие от «чужой» конечности, при всех этих расстройствах не возникает ощущения отчуждения конечности.

По всей видимости, «чужая» конечность - самостоятельный синдром, однако его генез и, в частности, происхождение ощущения отчуждения конечности остаются неясными. Неизвестно, в каком соотношении находится «чужая» рука с нарушением праксиса, сложных видов глубокой чувствительности и синдромом игнорирования противоположной половины пространства.

R.Leiguarda et al. (1994) обнаружили феномен «чужой» руки только у больных с кортикобазальной дегенерацией, имевших апраксию. Возможно, что непроизвольная (расторможенная) двигательная активность конечности связана с разобщением дополнительных моторных зон обоих полушарий или устранением тормозного влияния дополнительной моторной коры на премоторную зону внутри одного полушария, тогда как ощущение отчуждения объясняется нарушением взаимодействия между нижними отделами теменной коры, контролирующими движения во внешнем пространстве, и поясной корой, генерирующей побуждение к действию.

По мере прогрессирования кортикобазальной дегенерации выраженность синдрома не увеличивается, а иногда, напротив, уменьшается вследствие нарастания гипокинезии, ригидности и дистонии, блокирующих непроизвольную активность конечности.

Апраксия - один из основных симптомов кортикобазальной дегенерации, выявление которого может иметь решающее значение для ее диагностики. Неслучайно в прошлом КБД называли прогрессирующей апрактической ригидностью». Апраксия развивается в 80% случаев, в том числе почти у всех больных КБД с преимущественным вовлечением левого (доминантного) полушария и, соответственно, правой руки.

Апраксия характеризуется нарушением выполнения по команде целенаправленных смысловых движений (действий) и утратой приобретенных ранее тонких двигательных навыков, которые невозможно объяснить более элементарными двигательными или чувствительными расстройствами.

Больные с апраксией не в состоянии показать, как использовать тот или иной предмет (молоток, нож, вилку и т.д.), совершить или повторить символический жест (например, помахать рукой на прощание, «проголосовать», чтобы остановить машину), или сложное многоэтапное действие, воспроизвести показанную позу. Наличие гипокинезии, ригидности, дистонии, нарушений чувствительности существенно затрудняет диагностику апраксии при КБД.

Однако диссоциация между выполнением относительно простых и сложных движений, характерные ошибки при выполнении заданий помогают выявлять апраксию даже на фоне других, более элементарных двигательных нарушений.

Подробный нейропсихологический анализ показывает, что у больных кортикобазальной дегенерацией могут выявляться признаки всех трех основных типов апраксии по Liepmann: идеомоторной, конечностно-кинетической (кинетической), идеаторной, но, по данным большинства исследователей, обычно преобладает идеомоторная апраксия.

Например, в 1998 году в одном из журналов, посвященном невралгии и нейрохирургии, описывается история 81-летней женщины, чья левая рука была неуправляемой. Левая рука непроизвольно душила ее шею и ударяла по лицу и плечам.


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “инсульт” Tag

  • Постинсультные экстрапирамидные расстройства

    Согласно эпидемиологическим данным, экстрапирамидные расстройства наблюдаются у ≈ 1 - 4% больных, перенесших инсульт, примерно в равных…